(«Уй, мадам, я отчёт сейчас вам дам») Саша, мне однажды, лет уж чуть не сорок тому, одна замечательная дама предложила почитать некий роман. Правда, она сразу же всё испортила – принялась так рьяно нахваливать моё будущее чтиво, что моментально охладила мой интерес. Мне не раз и не два так уже портили впечатление от книги, фильма или премьер-министра. читать дальшеА у меня такое странное, гипертрофированное чувство противоречия, что если при мне кто-то начнёт, скажем, поносить нашего премьер-министра, я уже не в силах справится с собой и пою, и пою ему осанну в благодарность за замоченных в сортире, за взорванных спящими в своих пижамах и квартирах, за отравленных и застреленных на московских и лондонских улицах. Характер у меня такой гнусный, но ты знаешь, что я об этом буду сейчас говорить? Так вот, я, после трудного рабочего дня завалился в кровать с этой кустарно переплетённой книжкой (надо же, кто-то не поленился переплести вырезку из журнала!). Завалился с единственной целью, уже в первых абзацах найти что-то неудобоваримое или чуждое мне (меня нещадно забирал сон). Чтобы завтра же вернуть роман хозяйке. Но, прочитавши самую первую фразу: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» я обо всяком сне напрочь позабыл, а после диалога:
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз. – Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. я просто сел на кровати! Да так и просидел до самого утра, но дочитал только до половины. Утром на работе был рассеян. С нетерпением ждал вечера, скорей бы домой, к роману! К утру следующего дня я был другим человеком. Прочитавшим «Мастера и Маргариту». И вся последующая жизнь так и протекла с ними, с Мастером и его подругой. Они высвечивали мои хорошие и плохие поступки, они приободряли, когда я впадал в отчаяние.
Конечно, я очень ревностно относился к попыткам перенести эту историю на сцену, в кино или в другие формы. Давно знал, Саша, что ты пишешь оперу «Мастер и Маргарита». Пару десятков лет ждал её с нетерпением, вожделением и страхом. Теперь уж страх был нешуточным, ведь столько лет я обожал всё, что ты делаешь, и как теперь, придётся разочароваться на старости лет? Нет-нет, ты не можешь испортить моего любимого романа, ведь ты давно уже всё знаешь: «Если б мои не болели мозги, я бы заснуть не прочь…» И пусть это Рубцов написал, но смог же ты сочинить такую музыку, что я верю, что это песня про тебя, и про меня, и при этом мы не забываем, что «головную боль тут лечат отрезанием головы». «Моральным безобразником он прожил бы свой век» И всё-таки с большим страхом я садился слушать твою оперу. Но страх проходил – как и тогда, с романом – с первыми нотами или буквами. И сразу, без перехода – счастье. Счастье, что тебе удалось! Честно говоря, самое большое счастье от тебя я испытал после «Русских песен». Но это не потому, что они были сильнее, чем «Мастер», просто я был моложе, восприимчивее к счастью. А сейчас я непрерывно слушаю твою оперу. И, похоже, буду слушать её долго или всегда, хотя в моём возрасте это одно и то же. И я верю, что Мастер поёт про меня: И душа моя оттает. Отболит, что наболело. Перестану ссорится с собою. А когда мой час настанет – Позвонит мне Азазелло…
Дорогой Саша, пусть тебя хранят Аллах, Будда, Иегова и Христос (я, не будучи приверженцем никого из них, просто придерживаюсь алфавита. К слову, не кажется ли нынче модное написание слова «бог» с большой буквы проявлением фашизма, расизма и т. д.? Ведь их много, богов, и тогда это имя нарицательное, не хер выделять своего бога заглавной буквой!) P.S. Дудуки Гаспаряна, может быть, маловато? Да, она есть везде, но… Или на Голгофе, или в финале мне хочется её услышать подробнее, уж очень она в тему. Но это субъективно…
А сейчас я непрерывно слушаю твою оперу. Ровно то же самое.www.diary.ru/~ksenan/p85643737.htm Она прописалась в моем эмпэтришнике безвыездно. Одна из любимейших тем - про Аннушку, которая уже купила... и Смолкнут слова и пройдет голова...Впрочем, и многое другое зацепило неимоверно. Восхищена.
Ровно то же самое. Она прописалась в моем эмпэтришнике безвыездно. Одна из любимейших тем - про Аннушку, которая уже купила... и Смолкнут слова и пройдет голова...Впрочем, и многое другое зацепило неимоверно. Восхищена.
А ответ друга выложишь? )
Спасибо тебе Маратик, за прекрасеый слог,стиль твоего письма и за то,что опера оказалась тебе интересна.
Твой А.
А слог и стиль действительно прекрасны. Как обычно )