Люди с излишне развитым самомнением
часто склонны искать и находить какие-то отличительные особенности между своим
видом и остальными представителями живой природы. Естественно, то, что удаётся
найти, всегда выгодно отличает их от последних, что даёт основания для ещё
большей гордости, которой и без того эти самые homo sapiens
переполнены сверх всякой разумной меры.
Но мы сейчас не о гордости хотели бы
поговорить, хотя эта тема давно уже чешется, а лишь о реальных и мнимых отличиях
человека от животного.
Многие думают, что главное отличие
заключается в том, что люди библию или коран умеют читать, их апологеты,
наоборот, упирают на способность человека к созидательному труду. По-моему
заблуждаются и те, и другие. Пусть бы даже человек тору читал — всё равно он не
так уж далеко ушёл от воющей на луну собаки. А уж по части труда какие-нибудь
бобры, или уж, совсем прости господи, муравьи, превосходят большую часть вида,
считающего себя венцом природы настолько, что даже считать неохота, чтобы не оконфузиться.
Менее зашоренные и самовлюблённые люди часто
находят другое различие — у животных, де, чувства юмора нет. Тоже ничуть не
бывало — доводилось мне, и не раз, видеть, как могут веселиться братья наши
меньшие (последнего я не разделяю, но штамп — есть штамп, никуда от него не
денешься!). Причём, без всякого допинга! В то же время попадаются люди, юмор
которых мог бы украсить разве что какое-то растения, но никак не животного.
Так вот, на мой скромный взгляд
скромного российского учёного, единственная особенность, отличающая людей от
животных — это способность к абстрактному мышлению. Именно эта способность
делает наше поведение недоступным пониманию остального живого мира, что мы по
ошибке принимаем, как проявление большего
ума. Намеревается, скажем, человек с утра пораньше в поход отправиться, а
вместо этого целый день валяется в постели, умничая на тему своего
превосходства над остальной природой и сослуживцами. Можете вы себе представить
бобра, собиравшегося с вечера встать пораньше, чтобы строить плотину, валяющимся
следующим днём до обеда в постели?
Или, имея страстное влечение к какому-то
представителю противоположного (или своего) пола, он почему-то идёт к совсем
другому. Это всё от абстрактности мышления!
Или, скажем, собрался человек в выходной
день в музей сходить. Но абстрактное мышление не позволяет ему просто и без
затей встать и идти непосредственно в музей. Слишком во многих направлениях одновременно
работает его совершенный мозг и вот он уже в пивной, куда заскочил на минутку,
чтобы сделать более доступным восприятие художественных ценностей. Дальше его
голова начинает работать ещё абстрактнее и вот уже homo sapiens сидит в сквере в компании двух
обладателей такого же совершенного мозга и с нехитрой закуской обсуждает
проблемы, о которых самый разумный дельфин даже и не подозревает. К вечеру, так
и не добравшись до музея, любитель прекрасного валяется себе в подворотне,
глядя на высокие звёзды и такие высокие и прекрасные мысли посещают его большую
и прекрасную голову, что ничего, кроме презрения и жалости к остальным, живущим
на земле ему не на ум не приходит.
Ты чем занимаешься, скромный российский ученый зараза такая! Ты "Калугу" уже написал? Ишь, ботаник, разница между человеком и бобром его увлекла! Дурака валяешь вместо того, чтобы окуджавоведение развивать?
А если серьёзно -- 1954 год у меня худо-бедно вырисовывается (там за тобой три вопросика к Меньшиковой). Этот год пойдёт в новый альманах, так что его скоро будем готовить-редактировать. А там уж я всё остальное, бог даст, допишу.
Я за три дня должна сделать 30 страниц Джариани. Сегодня смогла одолеть только пять. А потом снова ехать в Боровск до субботы. Люська требует. По приезде, может, решусь сходить к Меньшиковым. Всё равно в сказку с датой рождения Игоря я не верю. Можно сходить в архив городского роддома.